Русский язык

Окружающий мир

«Маленький принц» с далёкой Планеты сегодня оказывается над «пропастью во ржи» как герой Сэлинджера. Как устоять? Как уберечь его? Как направить на верный путь в поле его жизни, помочь увидеть истинные ценности в «вещном мире», помочь ему устремиться к ценностям значимым»? Автор пишет об изменении типа сознаний современного малыша: оно приближается к фасеточному как глаз у стрекозы.

Подробнее...

Выработка нравственных ориентиров – это задача увидеть ценности за вещным миром, а значит – вырабатывать именно нравственные ориентиры.

Учитель обращается прежде всего к культуре, поскольку именно культура является совокупностью материальных и духовных ценностей. Это специфический способ человеческой деятельности, в том числе деятельности творческой по освоению мира. Важными аспектами культуры являются: а) аксиологический аспект, б) ценностный, в) деятельностный (культура как технология, как продукт деятельности).

Подробнее...

По мысли А. Г. Асмолова, изменения – это главная черта наступающего и наступившего времени. Мир находится в постоянном состоянии изменённости. Изменяется и современный человек, изменяется и сама модель детства. Отсюда вывод о необходимости реализации следующего концепта как главной идеи:

Подробнее...

У С. Д. Полякова читаем: «Моя вера, мои убеждения, что объяснить человеческое развитие можно, прежде всего, исходя из культуросообразности, а не природосообразности. Здесь мне ближе Слободчиков и Эльконин младший». Эту мысль подтверждает «стратегия развития школы» Е. А. Ямбурга, где личностная парадигма взаимосвязана с когнитивно-информационной, которая в свою очередь предполагает культурологическую парадигму.

Подробнее...

Отмечается ещё одна особенность  – «человечество уходит в ночь». Появляется «ночная» биологическая активность, что ставит проблему индивидуализации образовательных условий.

Игра в результате становится частью образа жизни взрослых. А мир детей интегрируется во взрослый. И это новая реальность, где меняется ценность, образ детства. Так формируется вызов современной педагогике и психологии.

Подробнее...

Н. Н. Моисеев в своих работах подчёркивал, что в настоящее время «человечество переживает кризис не столько экономический, сколько общецивилизованный, – кризис складывающегося многие столетия общества потребления и его шкалы ценностей. Дальнейшее продвижение цивилизации на этой базе невозможно. Основой рационалистической системы Н. Н. Моисеева является представление об универсуме как едином целостном органе, развивающемся по некоторым законам самоорганизации системы человек – человечество – природа суперсложного поведения.

Подробнее...

Первый этап (1 класс)

Деятельность педагогов на этом этапе учитывает предпосылки, имеющиеся у первоклассников к моменту поступления в школу, и нацелена на работу «от актуального уровня развития – к ближайшему уровню развития». Учителям следует учитывать не только внутренние, но и внешние предпосылки для достижения высоких образовательных результатов в первых классах.

Подробнее...

Мировое образование, как отмечают учёные, «живёт в зоне турбулентности: его окружают, на него налетают вихри социальных изменений, трансформаций, преобразований. Как удержаться в этих вихрях? Образование – это образование личности, которая должна отвечать хотя бы минимальным общим требованиям того общества, в которое она со временем вольётся. Сложность в том, что образ воспитания в общественном сознании очень разный, далёк от единообразия, формирует разные представления о самой сущности воспитания.

Подробнее...

В этом плане старшая школа породила новые проблемы. Семейная революция оказалась сложной проблемой среди других: происходит увеличение возраста вступающих в брак наряду с ростом ранних браков, ростом разводов. Констатируется проблема роста субъектности детей. Все эти процессы характеризуют уже основную школу (8–9 классы).

А. В. Мудрик оценивает эти социокультурные вызовы современной российской школе, анализируя явления на метауровне (принимая в расчёт процессы глобализации) и на макроуровне (в масштабе страны, общества, государства). Учёный считает:

«Социокультурные вызовы современной российской школе на макроуровне определяются в том числе и в большей мере тем обстоятельством, что на рубеже XX–XXI веков в течение двадцати пяти (приблизительно) лет социализация учащихся, их родителей, педагогов и всего населения страны происходила в условиях революционной смуты».

Учёный называет криминальную и сексуальную революции. Это обстоятельство породило вызовы школе. Обнаружилось, что в школе отсутствует сексуальное просвещение школьников, их родителей и педагогов.

Кроме того, новым явлением оказалось гендерная революция (мужчины и женщины выбирают иной образ жизни без отношения к их половой принадлежности или даже вопреки).

Как можно заметить, вся структура взаимосвязанных подходов представляется как метапредметная идея единого целого.

А. Н. Резник делает следующий вывод:

«…разрушение прежних, некогда универсальных социальных ценностей <…> порождает стремление части родителей обеспечить своему ребёнку специфическое, соответствующее их убеждениям воспитание». Следствие – две тенденции:

а) обращение к частным учебным заведениям; при этом – обучение там ведётся на разных основах. В результате – катастрофическое положение:

– в одних случаях уроки «Закона Божьего»,

– в других – социальное расслоение (введение платного домашнего обучения) и т. д.

Всё это осложняет работу школы» .

Значимость приобретают такие концепты, как культура, духовность и самореализация. Ценность, деятельность и технологии должны возвышать личность обучаемого как духовную. Такое возвышение возможно прежде всего в процессе самореализации. В центре внимания – субъектность воспитанника. Концепция свободного подхода в работе полисубъектов образовательно-воспитательного процесса: «Развитие. Уверенность. Успех».

Основной тезис современного понимания проектной технологии: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где я могу эти знания применить» (А. В. Канышева).

Понятие «субъект» означает: «находящийся в основе». Именно поэтому рост субъектности воспитанников – важная педагогическая проблема.



«… Что будет с родиной?»

Неужто и она себя утратит —

И лес, и Кремль —

Впечатанный на «сотенной», —

Исчезнет, распадется, как Урарту, —

Что будет с родиной?

…Я не хочу, чтобы кричала небу

чета берёз, белеющих в исподнем…

Отец и мать в моих проснулись генах:

«Что будет с родиной?»

(А. Вознесенский)

«Каждому человеку предстоит поднять свой алый парус. И от того, как правильно и широко будет развернут и поставлен этот парус, многое будет зависеть в дальнейшем. Чудесный алый парус – это не только романтика, приключения, не только мечты о необыкновенном, но и каждый будничный час молодой жизни. Человек подымает свой парус, крепит и направляет его по ветру каждодневно, всякий раз в многочисленных своих побуждениях, поступках и отношениях к окружающей жизни. Его парус набирает силу и тягу и тогда, когда он впервые приложит толику своего труда к труду многих, занятых другим делом, и когда он впервые признается в любви, и когда он, сидя над книгой, обогащает себя знаниями, и когда он, преодолев напускную, ложную невозмутимость, посмеет прямо сказать о пошлости, цинизме, найдет в себе мужество схватить за руку хулигана, и когда он, слушая музыку, восхитится красотой звуков, ритмов… Алый парус никогда не остается без ветра.»

(Чингиз Айтматов)

Это обращение к юношеству известного писателя позволяет увидеть себя в сегодняшнем и завтрашнем времени. Это наказ растущему поколению.

 

Особого внимания требует инклюзивная образовательная среда, где ребёнок с ограниченными возможностями здоровья выступает в роли слабого, что создаёт проблему превалирования субъект-субъектного взаимодействия. В. И. Панов предлагает новый тип взаимодействия назвать субъект-порождающим. Это поддерживающее взаимодействие, субъект-субъектное, способствующее утверждению воспитанника как деятеля, творца.

Подробнее...

1. Приведите примеры воспитательных ситуаций, в которых «вещный мир» противостоит ценностным значениям мира. Это могут быть примеры, взятые из художественной литературы. Главное в таких ситуациях: ребёнок стоит перед выбором (как поступить).

2. Культурологическая парадигма. Рскройте содержательную сторону концепта: культура, ценность, деятельность, технология. Почему? Покажите на примерах. Разделяете ли вы точку зрения следующего характера: культура должна стоять на первом месте как ценностное отношение к жизни, как питательная почва духовности, как личностная парадигма.

Подробнее...

Проверка учебных достижения