Сегодня, как никогда, остро стоят проблемы снятия утомления школьников в процессе урока и повышения их двигательной активности. Недостаток двигательной активности в нашей стране характерен для большинства городского населения и, особенно, для лиц, занятых умственной деятельностью. К ним относятся не только работники умственного труда, но также школьники и студенты, основной деятельностью которых является учёба.
Основная задача начальной школы – так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности. Правильно организованный урок дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.
Поэтому одним из обязательных условий организации урока являются физминутки.
Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений:
• уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время (так называемые большие формы занятий);
• малых форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.
К малым формам относятся: вводная гимнастика до учебных занятий; физкультминутки и физкультпаузы; физические упражнения на удлиненной перемене; микросеансы отдельных упражнений. За счет малых форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности.
Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на уроке.
Отдых действительно играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии. В современной школе уже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части урока, но и своевременному и правильному восстановлению сил школьника, особенно школьника младшего возраста.
Можно представить процесс восстановления сил ученика на уроке по следующей схеме:
Цель: восстановление физических и духовных сил —› Средство достижения цели: физминутки —› Конечный результат: восстановление физических и духовных сил ученика.
На уроках необходимо следить за появлением первых признаков утомления.
О развитии переутомления у школьника свидетельствуют:
1. снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий;
2. ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;
3. появление чувства усталости.
Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на то, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление.
Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:
а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
б) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
в) эмоциональную «встряску» учащихся, возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.
Основные требования к проведению физкультминуток:
- проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я минуты урока, в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);
- в 1 классах проводятся 2 физминутки через 15 минут после начала урока и на 25 минуте рабочего времени. В остальных классах начальной школы одна после 20 минут от начала урока.
-подбираются хорошо знакомые детям, простые и занимательные упражнения;
- отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;
- комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида урока и его содержания;
- необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним а, следовательно, и результативность;
-проводить физкультминутки необходимо в чистом, хорошо проветриваемом и освещенном помещении;
- при выполнении упражнений нужно сохранять правильную осанку и не задерживать дыхание при движениях ;
- продолжительность всего комплекса 2-3 минуты. Комплекс упражнений целесообразно менять каждые 2-3 недели;
- во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около неё, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах и т. д.
- во время проведения контрольных и некоторых практических уроков (труд, физкультура, ритмика и др.) физкультминутку не проводят;
- обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный тон.
Любой учитель начальных классов может сказать о важности физкультминутки на уроке, но не все учителя знают способы, как действительно провести интересную и увлекательную физминутку.
Классификация физминуток.
Физминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель, прежде чем предложить детям проведение физминутки.
Гимнастика до уроков (вводная гимнастика) на протяжении 5-10 минут не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Эти упражнения способствуют организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся. Все мы понимаем, как важен настрой на рабочий день.
В высыпающемся меню Вы найдете разнообразные физкультминутки и динамические паузы.