Основная задача уроков внеклассного чтения - формирования у ребёнка мотива чтения, развитие устойчивого интереса к чтению, вооружение учащихся необходимыми знаниями и навыками для осознанного выбора книги и усвоения её содержания.
1 этап - подготовительный - 1 класс
Основным методом обучения является слушание, рассматривание. В 1 классе книгу приносит и читает учитель. На уроке должно быть рассматривание книги.
Структура урока
Подготовка к учащихся к восприятию художественного произведения(2-3 минуты). Приемы точно такие же как в литературном чтении, но обязательно - актуализация знаний учащихся.
Рассматривание книг с целью предугадывания её содержания (автор, название книги, иллюстрация) 1-2мин.
Выразительное чтение произведения учителем и восприятия его учащимися на слух. (5-7 мин.).
Коллективное обсуждение прочитанного. (7-10мин.)
Рассматривание книги с целью заинтересовать, прочитать другую сказку.
Рекомендации:
• Этот урок требует особого психологического настроя (как учитель возьмет книгу, с каким выражением...)
• В 1 классе необходимо выбрать строго определённый день недели, когда будет проводиться
внеклассное чтение. /Книга должна стоять до занятия/. Нельзя удлинять это занятие по времени, а также увеличивать количество встреч с книгой. Чтение должно быть дозированным.
• Необходимо приучать детей размышлять над прочитанным.
Приемы:
словесное рисование
графический рисунок
ответы на вопросы
драматизация
постановка «живых» картин.
• Обязательный элемент - рассматривание книги.
2 этап - начальный - 2 класс
Основной метод - чтение - рассматривание. Урок состоит из двух частей:
1 часть:
Работа с выставкой книг. Решение задач по ориентировке в книгах /до 5 минут/.
Чтение произведения или отрывка учителем вслух /до 7 мин./.
Беседа-рассуждение о прочитанном /до 5 минут/.
2 часть:
• Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать /предугадывание, до 5 минут/
• Самостоятельное чтение учащихся названного педагогам произведения /до 10- 12мин/
Коллективная беседа о прочитанном /7-10мин./.
Рекомендации к внеурочной деятельности с книгой на текущий срок /1-2мин/.
Во 2 классе в течение урока дети знакомятся о 2 до 4-х книг, или от 2 до 4-х произведений за урок.
3 этап - основной - 3 класс
Основной метод - чтение-рассматривание.
Структура урока:
работа с выставкой книг (книги прочитаны дома, дети сами выставляют книги). /3-5мин/
выполнение различных заданий по анализу прочитанного. /20-25 мин./. Необходимо контролировать процесс подготовки внеклассного чтения.
Знакомство с новыми произведениями, авторами, жанрами и т.д. /15-20 мин./. Ведётся подготовительная работа к следующему уроку через чтение отрывка, беседу, рассказ.
Домашнее задание, рекомендации по подготовке к следующему уроку. /2-3 мин./. Рекомендуется список литературы, название темы, задания для групп детей.
4 этап - заключительный - 4 класс
Структура урока как в 3 классе. Тот же основной метод. Тема формулируется широко. Дети сами должны находить книги.
Рекомендации по оформлению уголка чтения
Желательно оформить 3 полки:
полка - художественная литература(разделители по алфавиту, по жанрам)
полка - научно-популярная и справочная литература
полка - периодическая печать (старые и новые газеты, журналы).