Конструирование заданий, направленных на формирование УУД, на уроках обучения грамоте в 1 классе и уроках русского языка во 2 классе
Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, котороев образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Покажем как делать это на уроках обучения грамоте в 1 классе и уроках русского языка во 2 классе с помощью различных заданий. За основу берем типологию заданий в системе развивающего обучения, так считаю, что именно такие задания позволяют наиболее эффективно организовать работу по формированию УУД.
Типология заданий (по Э.А. Александровой):
1. Исполнительские - эти задания ребенку нужно выполнить самому.
1-й уровень – ребенок выполняет задания сам, но ему дан готовый ответ.
2-й уровень – ребенок выполняет задания сам, но ему дается несколько ответов, среди которых один правильный, а другие получены в результате типичных ошибок.
3-й уровень – ребенок сам выполняет задания и сам доказывает правильность его выполнения
2. Оценочные - это задания, которые уже выполнены кем-то, а ребенку нужно оценить.
1-й уровень – задания выполнены кем-то с использованием графической модели.
2-й уровень – задания выполнены кем-то без использования графической модели. Для того чтобы оценить правильность выполнения задания, ребенку сначала нужно построить графическую модель.
3. Рефлексивные - это задания на придумывание самим ребенком таких же заданий, как те, которые ему предлагались учителем. Этот блок позволяет выяснить, умеет ли ребенок выделять существенные связи, отношения.
4. Рефлексивно-методические - это задания типа «как научить других придумывать такие же задания».
5. Диагностические - это задания с «ловушками» (можно выделить несколько типов «ловушек»: «ловушки» на способ, «ловушки», связанные с недостающими или лишними данными, и др.).
6. Рефлексивно-диагностические - это задания на придумывание детьми таких же «ловушек».
Упражнения, направленные на формирование УУД:
1. Исполнительские.
1 класс. Даны буквы В Г Д Т и А Я. Составьте слоги, чтобы согласная буква обозначала мягкий звук.
2 класс. Даны слова, составьте из них предложение. Запишите.
Листья, лужу, осенние, в, падают
2. Оценочные.
1 класс.Авосик и Небосик выполнили это задание так:
ВА,ГЯ, ТЯ, ДЯ, ДА;
ВЯ, ГЯ, ДЯ, ТЯ.
Справились ли они с заданием? (Здесь графической моделью служит схема слога.)
2 класс. Вася выполнил задание так: осенние листья падают в лужу. Оля так: Листья в лужу падают осенние. Оцените.
3. Рефлексивные. Придумайте подобное задание.
4. Рефлексивно-методические задания еще сложны для первоклассников, поэтому пока мы их не предлагаем. А вот во 2 классе уже начинаем пробовать, сначала все вместе:
- Что необходимо нам, чтобы придумать такое задание? (Слова)
-Какие это должны быть слова? (Связанные по смыслу)
-Подбираем слова.
-Можно идти и обратным путем: придумать предложение, а потом слова в нем «перепутать».
5. Диагностические.
1 класс. Составьте все возможные слоги из данных букв: С Ш Б ; Ы А. (Ловушка: слоги с буквами Ш и Ы СОСТАВИТЬ НЕЛЬЗЯ).
2 класс. Составьте предложение из слов: утром идут цветочную школу в дети. (Ловушка: лишнее слово)
Сделал я день на маме рождения. (Ловушка: не хватает слова).
6. Рефлексивно-диагностические.
1 класс. Дети с охотой придумывают подобные «ловушки».
2 класс. В теме «Текст» было домашнее - придумайте задания с «рассыпанным» текстом, в котором должны быть ловушки.
Данные упражнения позволяют формировать:
- познавательные универсальные учебные действия: ребенок учится ориентироваться в системе знаний, работает с информацией, применяет свои знания на новом уровне;
-регулятивные универсальные учебные действия: ставит цель, определяет пути её достижения, составляет план действий, реализует его, соотносит результат с образцом;
-личностные универсальные учебные действия: действует согласно сформированной мотивации учения, пониманием смысла учебной деятельности;
-коммуникативные универсальные учебные действия: формируется умение полно и точно формулировать свою мысль и доносить свою позицию до других с помощью монолога или диалога
Таким образом данные упражнения позволяют формировать все группы УУД: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные.
В заключение я хотелось бы поделиться таким взглядом на формирование универсальных учебных действий в учебном процессе: добиваясь этого, мы в конечном итоге учим детей учиться, общаться, быть человеком и просто жить.