Основное меню

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Методическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Обучение грамоте

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Литературное чтение

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Окружающий мир

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 24

Слова из песни Владимира Семеновича Высоцкого я вспомнила неслучайно. Русские офицеры играли в карты, «а в это время Бонапарт переходил границу». В том-то и дело, что русская армия к 1812 году не имела подробных карт (игральные, понятно, не в счет). Картография царской России в начале XIX века значительно отставала от уровня передовых стран Европы. Только в 1845 году военное ведомство приступило к созданию «трехверстной» карты Европейской России (три версты в дюйме; масштаб 1:126000).

А Кавказ был заснят в пятиверстном масштабе лишь в 60-е годы XIX века. Это «упущение» повлияло и на ход Крымской кампании (1853–1855). Окрестности Севастополя, Крым и его берега были прекрасно изучены английскими и французскими картографами задолго до начала войны. Русские генералы часто попадали впросак: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». В бою на реке Альме наши войска заняли невыгодную позицию – были развернуты почти вплотную к морскому берегу, что позволило английским кораблям вести артиллерийский огонь по русскому флангу. Командование не обратило внимания на рельеф, складки местности и прочие «мелочи». Да и как обратишь, если на карте их нет!

Представь, что ты находишься на лекции в элитном военном училище. Не важно, в каком именно – российском, американском или китайском. Тебе расскажут (если владеешь английским и китайским, можешь сравнить перевод с оригинальным текстом) вот о чем:

«Военные (топографические) карты условно изображают особенности рельефа, дают и другие элементы ландшафта, как природного – леса, болота, пески, так и рукотворного – населенные пункты, дороги, каналы и т. д.

Военные карты подразделяются на тактические, оперативные и специальные. Тактические карты дают возможность войскам детально изучить местность, чтобы использовать ее особенности в военное время для проведения боевых действий тактического масштаба, а в мирное время для боевой подготовки войск, проведения учений и маневров. Для таких карт принято уменьшение в 100.000, 50.000, 25.000, реже – в 10.000 и в 5.000 раз.

Оперативные (стратегические) карты служат для предварительного изучения возможностей проведения операций, развертывания армий, устройства тыла, военных сообщений (дороги, транспорт) и подготовки возможных театров военных действий. Для этих карт уменьшение принято в 200.000,500.000 и 1.000.000 раз (см. рис.).

Специальные карты предназначаются для военно-воздушных, военно-морских сил, которые нуждаются в аэронавигационных, военно-геологических, военно-гидрологических, метеорологических картах».

Вот и я с тобой послушала-послушала, и решила «тряхнуть стариной» – продолжить лекцию по-своему.

К началу XX века военная география получила широкое распространение в Европе. Подготовка к войне (а к войне тогда готовились в Германии, Австро-Венгрии, Франции, Великобритании, России, Сербии, Турции, Италии, Румынии) зависит от материальных и людских ресурсов.

 25

Рис. 4

«Для ведения войны необходимо около двадцати основных продуктов. Уголь – для общего производства. Нефть – для транспорта. Хлопок – для производства взрывчатых веществ. Шерсть. Железо. Резина – для транспорта. Медь – для военного снаряжения и всех видов электрооборудования. Никель – для производства стали и боеприпасов. Свинец – для боеприпасов. Глицерин – для динамита. Целлюлоза – для бездымного пороха. Ртуть – для детонаторов. Алюминий – для авиации. Платина – для химических приборов. Сурьма и марганец – для производства стали и металлургии вообще. Асбест. Слюда. Азотная кислота и сера – для производства взрывчатых веществ», – так писали военные историки. А военные географы учитывали степень уязвимости и защищенности вражеских промышленных районов, прогнозировали быстроту мобилизации (она зависит от качества и количества железных дорог, состояния транспорта). У военной географии две основные задачи – изучение государства в целом как базы войны и изучение отдельных районов, территорий, на которых во время войны развертываются военные операции обеих сторон. Военные географы исследовали население с точки зрения его состава, исследовали экономическое состояние того или иного государства.

Вот как выглядела австрийская программа изучения России – будущего противника в войне (1912 год):

1) внешнеполитическая обстановка и характеристика военных возможностей противника;

2) возможность блокады;

3) железнодорожная сеть; развитие сети грунтовых и шоссейных дорог; состояние автотранспорта;

4) характер границ и свойства пограничной полосы;

5) запас военнообязанных, военнообученных, пригодных для военной службы;

6) наиболее уязвимые звенья политической организации государства;

7) степень удовлетворенности потребностей страны в продовольствии; поголовье лошадей, крупного рогатого скота;

8) сырьевая и энергетическая база общей и военной промышленности;

9) уязвимость основных районов;

10) финансовые возможности государства;

11) общие выводы о сильных и слабых сторонах государства.

Как видно из этой программы, «география в шинели» вела самую настоящую разведывательную деятельность. В данном случае – шпионскую. Накануне Первой мировой войны работа кипела вовсю: резиденты, подпольная агентура всех разведок мира работали не покладая рук. Информация, информация, информация… В результате штабы всех армий получили подробные карты будущих полей сражений. Германские, французские, австрийские, русские генералы пытались учесть всё. Но…

Даже к 1914 году, когда началась Первая мировая война, русская армия остро нуждалась в военных картах, причем те, что имелись, часто были иностранными.

У Мазурских болот в Восточной Пруссии, в Польше, в Галиции шли кровопролитные бои. На реке Икве в 1916 году, во время знаменитого брусиловского прорыва,[Назван по имени Алексея Алексеевича Брусилова – генерал-майора, командующего Юго-Западным фронтом в 1916 году, главнокомандующего в конце Первой мировой войны.] тонули целые подразделения. Поступил приказ: «Форсировать водную преграду!» На карте речка воробью по колено, а про то, что пойма реки заболочена, кругом топи – ни слова, ни значка условного. Речка оказалась непроходимой, солдаты тонули в трясине. Пришлось строить мост под огнем противника. Недосмотрели в генштабе, не знали, не учли…

В том же 1916 году, когда потери кадровых офицеров заставили назначать на должности младших командиров людей необученных, любая тактическая задача ставила их в тупик, так как о топографии такие командиры имели весьма смутное представление. Нужно было, например, провести взвод через лес. Как по нему передвигаться? Колонной или цепью? Если цепью, то редкой или густой? Подумает-подумает офицер и прикажет идти редкой цепью в густом лесу. А закон-то прост: чем реже лес – тем реже цепь, чем гуще – тем цепь плотнее. Так солдаты в густом лесу не разбредутся, будут видеть своих товарищей справа и слева. Редколесье этого не требует, потому что соседи и так видны. Хорошее дело – умение ориентироваться на местности.

Кстати, не замечал ли ты, что многие твои знакомые, жители мегаполиса, страдают «пространственным слабоумием», то есть совершенно теряются в этом самом пространстве улиц, домов и скверов? Что тогда говорить об ориентировании в лесу или на водоеме! Часто противники «блуждали в тумане войны».

Приходилось к таким неумехам «прикреплять» рядовых, которые до войны работали лесообъездчиками или лесорубами, охотников или егерей. Они и без компаса справятся (в русской армии тогда и компасов не хватало)!.. Можно передвигаться «по створам» – выбрав направление, оставлять позади находящиеся на одной линии предметы. Оглянулся – посмотрел. Кривая сосна за высокой березой должна быть. Если в сторону «съехала», значит, поправку внести нужно, чуть левее или правее взять. Этот нехитрый способ и ночью применяли. Поджигали стога, расположенные перпендикулярно направлению движения, и шли вперед.

О «прикладной географии» и о маленьких секретах ориентирования на местности прочитаешь в следующей главе, а сейчас вернемся «на войну»…

Вооруженные силы любого государства нуждаются в точных картах, от них зависят многие жизни: летчики и моряки без расчета высоты, скорости, фарватера не смогут выполнить поставленные задачи. Хочешь, расскажу о том, что происходило, когда пренебрегали погодными условиями и особенностями местности? Не думай, что тетушка одни женские романы читает: твой дед-фронтовик много чего рассказывал, и книги в его библиотеке были как на подбор – по военной истории.

Советско-финская война (1939–1940), как известно, началась из-за территориальных притязаний.

«Советское правительство предлагало уступить территории общей площадью 1066 квадратных миль, в обмен Советский Союз обязывался уступить Финляндии районы Реболы и Порайорпи, что увеличило бы территорию Суоми на 2134 квадратные мили. Русские хотели обеспечить таким образом лучшее прикрытие сухопутных подступов к Ленинграду, отодвинув финскую границу на Карельском перешейке настолько, чтобы Ленинград был вне опасности обстрела тяжелой артиллерией. Финны отвергли все предложения.

Первое наступление Красной Армии завершилось неожиданной остановкой… Беспристрастный анализ военных действий помогает установить истинные причины неудачи. Условия местности во всех отношениях затрудняли продвижение наступавших войск. Многочисленные естественные препятствия ограничивали возможные направления наступления. На карте участок между Ладожским озером и Северным Ледовитым океаном казался довольно широким, но фактически он представлял собой густую сеть озер и лесов, что создавало идеальные условия для ведения упорной обороны. Более того, на советской территории вблизи границы проходила только одна железнодорожная линия (Ленинград – Мурманск), от которой, на всем протяжении в 800 миль, к границе тянулась лишь одна ветка».[Б. Лиддел Гарт. Вторая мировая война.]

Из кабинета в Кремле всё казалось простым, а на месте было по-другому: немногочисленная техника не могла преодолеть лесных завалов, в сорокаградусный мороз танки останавливались, не было возможности для нанесения мощного удара, так как полки и дивизии просто негде было развернуть… Только использовав обходной маневр – наступление по льду Финского залива сразу после штурма линии Маннергейма между Ладожским озером и Финским заливом, удалось прорвать оборону и склонить противника к миру.

В 1939 году немецко-фашистские войска напали на Польшу. Началась Мировая война.

«С военно-географической точки зрения положение на польской границе характеризовалось обилием немецких коммуникаций и недостатком польских. Открытый характер местности создавал благоприятные условия для «блицкрига» – «молниеносной войны». Финляндия, как мы знаем, была в этом смысле самым неподходящим для подобных действий военным театром. В Польше к началу войны южные и северные районы оказались открытыми для вторжения. Равнинная местность обеспечивала высокие темпы продвижения мобильных войск агрессора. Время, выбранное для вторжения (1 сентября), сводило к минимуму трудности из-за недостатка дорог, песчаного грунта и наличия озер и лесов в некоторых районах».[Б. Лиддел Гарт. Вторая мировая война.] Все сколько-нибудь пригодные для движения танков и механизированных колонн дороги и даже участки бездорожья с плотным песчаным (сухим в это время года) грунтом были взяты на карандаш немецкими картографами. Польским войскам, лишенным механизированных средств, не удалось закрепиться на естественных оборонительных рубежах, т. к. они просто не успевали переправиться через реки, каналы или занять линию обороны на возвышенностях.

Перед вторжением в Советский Союз немцы широко использовали аэрофотосъемку для составления подробнейших карт.

Японцы, готовившие нападение на американскую базу в Пирл-Харборе, предварительно также составили точные карты Гавайских островов. Не забыли о приливах и отливах в зоне операции, разработали безопасный северный маршрут с учетом пересечения линии перемены дат[Линия перемены дат – условная линия на поверхности земного шара, проходящая от полюса до полюса и примерно соответствующая меридиану 180°. По разные стороны от нее часы показывают примерно одно время (с разницей в один-три часа из-за смены часовых поясов), однако на западной стороне линии дата сдвинута на один день вперед относительно восточной. Линия перемены дат проходит между островами Диомида: когда на острове Крузенштерна еще «вчера», на острове Ратманова (Россия) уже «сегодня» (см. рис. 5). Участники первого кругосветного путешествия «потеряли» один день, так как пересекли линию перемены дат в направлении из Америки в Азию. В романе Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» Филеас Фогг думал, что проиграл пари, прибыв в Лондон на день позже срока, но на самом деле у него в запасе были почти сутки, так как он пересек линию перемены дат на пути из Азии в Америку.] (см. рис. 5), а японские военные географы подсказали идею «налёта с использованием неравных отрезков маршрута»:

«Самолеты с авианосцев должны были подняться на рассвете, когда они находились ближе всего к цели. Затем авианосцы развернулись, стали отходить и приняли самолеты на борт в точке, которая находилась от цели дальше, чем точка, в которой их выпустили. Таким образом, японские самолеты пролетели один короткий и один длинный отрезки маршрута, в то время как преследовавшим их американским самолетам пришлось бы покрыть два длинных отрезка. Эту невыгодную ситуацию не предусмотрели американские офицеры, ответственные за военное планирование».[Б. Лиддел Гарт. Вторая мировая война.]

Другую «невыгодную ситуацию» не предусмотрел в 1941 году немецкий генштаб: речь идет о партизанской войне. Партизаны использовали знание местности, прекрасно ориентировались в лесу, в болотах, в горах. Даже самая точная карта не поможет узнать о кабаньих тропах в чаще леса, о ноябрьском морозе и снежных заносах, о пещерах в отвесном берегу реки, о катакомбах под городом…

 26

Рис. 5. Линия перемены дат

То, что Л. Н. Гумилёв называл «кормящим ландшафтом», оказывает свое, подчас неожиданное, воздействие и на войне. Один из немецких генералов так описал свои впечатления о России: «Пространства казались бесконечными, и линия горизонта вырисовывалась неясно. Нас угнетала монотонность ландшафта, бесконечность пространств, занятых лесами, болотами, равнинами. Хороших дорог было мало, а дождь быстро превращал песок или глину в трясину. Русское гражданское население стойко переносило трудности, а русские солдаты были еще более стойкими». Да, это вам не Европа, и никто не приглашал немецкую армию.

Подобное случалось и раньше. Покорители северных льдов, ветров и туманов, суровые воины-викинги были поставлены в тупик, едва оказались в Средиземном море. Местные бури казались им неожиданными, а ветры слишком неустойчивыми. Жители Скандинавии страдали от солнечных ударов и ожогов. Резкое изменение пищи привело к распространению дизентерии и малярии. Первые свои поражения норманны-викинги потерпели именно здесь, в Средиземном море.

Их противники, арабы, были у себя дома, в привычных климатических условиях. Ученые-медики установили, что северяне и южане, азиаты и европейцы, имеющие разный рацион (не забывайте, что в рационе китайцев, вьетнамцев, японцев преобладают продукты растительного происхождения и рыба), в одинаковых условиях по-разному реагируют на физические нагрузки. Японские или вьетнамские пехотинцы прекрасно себя чувствовали в тропическом климате, в джунглях, тогда как англичане, французы или американцы быстро утомлялись и выбивались из сил. Мясной рацион европейцев и американцев, тем не менее, давал преимущество летчикам на сверхвысотах, поскольку их азиатские оппоненты плохо переносили перегрузки. Оказывается, нужно учитывать и такой «географический фактор». Понимаешь теперь, почему в нынешних военных конфликтах странами НАТО прежде всего используется авиация и почему крайне неохотно проводятся наземные операции?

Нельзя победить в войне, если противник – весь народ. Народ, который защищает свою землю. «Где родился, там и пригодился». Может быть, именно поэтому несли большие потери в своих тылах армии Наполеона, Гитлера, Муссолини, именно поэтому США пришлось вывести свои войска из Вьетнама, а Советскому Союзу – из Афганистана?

Есть еще одна проблема, связанная с «географическим разнобоем», то есть языковым и культурным барьером. В армиях разных государств были приняты разные единицы измерения расстояния, поэтому, например, в годы Великой Отечественной войны советским летчикам, воевавшим на иностранных самолетах, приходилось переучиваться: привычные для американцев и англичан футы и мили нужно было перевести в «свои» метры и километры. То же касалось и военных карт, поэтому согласованность действий союзников, изучение опыта требовало времени. А времени катастрофически не хватало.

Эта же проблема мешала успеху военных действий на Тихом океане. Представители ABDA (American-British-Dutch-Australien) – американо-англо-голландско-австралийского объединенного командования, несмотря на принятый в большинстве флотов мира английский язык и единицы измерения расстояния и скорости (морская миля – 1852 метра, кабельтов,[От голландского «kabeltouw» – буксирный канат. Различали четыре вида кабельтова: международный – 185,2 метра; обычный – 100 морских саженей – 600 футов – 182,88 метра; кабельтов Великобритании – 608 футов – 185,3184 метра; старый кабельтов США – 120 морских саженей – 720 футов – 219,456 метра.] узел[20][Узел – внесистемная единица скорости, применяемая для определения скорости судов. Один узел соответствует одной морской миле в час, или 1 852 км/ч = 0,5144 м/с.]), не всегда понимали друг друга. А был еще под началом объединенного командования и французский крейсер, командир которого упорно делал вид, что не понимает английского языка. Специальные морские карты (лоции) одних и тех же акваторий иногда не совпадали, а проведение любой военной операции немыслимо без предварительного изучения гидрографической, метеорологической обстановки, без изучения рельефа, особенностей береговой линии, карты глубин. Иногда специалист-картограф, гидрограф или метеоролог нужен как воздух. Так было во время воздушного сражения за Англию, когда метеопрогнозы передавали летчикам по радио, чтобы они могли использовать облачность для скрытного полета и направление ветра для расчета скорости и расстояния. Так было в блокадном Ленинграде, когда от знаний таких специалистов зависело само существование Дороги Жизни по льду Ладожского озера. Так было в Крыму, когда советское командование нанесло удар в неожиданном для противника направлении – через залив Сиваш, используя известные только местным жителям мелководные участки-броды, как в годы гражданской войны или во времена запорожцев. Откуда было знать немцам об этих хитростях нашей истории?

В наше время высоких технологий, ракетной техники с компьютерными системами наведения на цель потребность в географии не отпала. Крылатые ракеты оснащаются сложной комбинированной системой управления, наводящей ракету на цель по заблаговременно составленным картам полета. Полет подготавливают на основе информации разведывательных спутников, заложенной в память бортового компьютера. При исполнении задания данные сопоставляются с рельефом местности и автоматически корректируются. Различные рельефы – это различные варианты полета, маневрирование, изменение высоты.

Иногда излишнее стремление хорошо замаскировать боевую технику, то есть заставить ее слиться с ландшафтом, «раствориться» в нем, заканчивается катастрофой. Специалисты из ВВС Канады в 80-е годы применили необычный камуфляж истребителей: верхнюю часть плоскостей крыла и фюзеляжа окрашивали под цвет неба, а нижнюю – в хаки, к тому же наносили на нее очертания кабины пилота. Зачем? Чтобы запутать и дезориентировать возможного противника в воздушном бою. В результате же были сбиты (если бы с толку!) свои, так как летчик не понимал, где земля и кто летит «вверх ногами» – он или его напарник. Самолеты разбивались. Командование поспешило прекратить эксперимент.

Понимаешь, почему это произошло? Человека исключили из привычного и закономерного устройства природы, лишили надежных ориентиров.

Оказалось, что «умные» приборы помогают не всегда. Оказалось, что они не могут обеспечить соответствия реальности и виртуального пространства. Как сейчас говорят, вмешивается «человеческий фактор». Нет-нет, да и взбунтуется человеческое начало. Природа напомнит о себе.

И не может себя чувствовать защищенным кибер-солдат, вооруженный по последнему слову техники, если он оторван от родной земли, если топчет чужую землю.


 

Иностранные языки

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Наша родина

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Рисование

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Технология

Проверка учебных достижения

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Занятия с логопедом

Мы - всезнайки

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru